Пряжки царские

Пряжки царские. Точнее царской России. Но тоже предмет для коллекционирования.Чтобы проще разобраться, поделим их на три группы:
1. Пряжки царской армии.
2. Пряжки различных гражданских ведомств и учреждений.
3. Пряжки учебных заведений.

В 1834 году утвердили систему мундиров гражданских и учебных заведений. «Я бы желал, чтобы эти молодые люди уважали мундир, который они носят, мундир, который уравнивает богатых и бедных, знатных и незнатных» — Николай 1.

Пряжки с орлами.

В 1834 году Гвардейские кирасирские полки самыми первыми получили орла (Гос. герб) на свои ременные пряжки.
(Кирасир  — солдат тяжелой артиллерии.)
(Кираса  —  защитное снаряжение из спинной и грудной металлических пластин, согнутых по форме тела.)
На изготовление пряжек шла красная медь. Размеры пряжек — 8,3 х 6,3 см.

В 1855 году точно такие же пряжки, только на сантиметр уже (8,3 х 5,3 см.) получили гвардейские: пехотные полки, гарнизонный батальон, инвалидные роты, фурштатская бригада и Финский стрелковый батальон.
В 1856 году такие же пряжки получили гвардейские: 1 и 2 стрелковые батальоны, тамбурмажоры ( начальники барабанщиков, флейтистов, горнистов) пехотных частей, литаврщики (для передачи сигналов управления строем тяжелой кавалерии), но у тамбурмажоров и литаврщиков они были золочеными.
В 1857 году гербовый орел расправил крылья (поднял вверх) и пряжки пришлось изготавливать новые, но материал и размеры остались прежними.
В 1873 году бляхи с орлом получили нижние чины гвардейского резервного пехотного полка.
До 1894 года скоба на бляхе паялась с левой стороны, а с 1894 стали паять с правой.
С 1907 года пряжка с гербом появилась во всех армейских частях, но уже изготавливалась из латуни, при тех же размерах 8,3 х 5,3 см. В этом же году пряжки из мельхиора получили нижние чины лейб гвардии стрелкового полка.
(Мельхиор  сплав никеля с медью.)

Пряжки с короной.

Пряжки с короной полагались обер-офицерам Гренадерских полков и Армейской Пехоты с 1855 по1881 год.
(Обер-офицер  —  младший офицерский чин в русской армии и на флоте до 1917 года.)

Пряжки с гренадой.

(Гренада  —  шарообразная граната.)
В 1834 году на пряжках солдат гвардейских кирасирских полков появляется изображение Государственного герба, а у армейских кирасирских полков — гренада. Пряжки из латуни, размер — 8,3 х 6,3 см.
В 1855 году к ним прибавились нижние чины гренадерских полков, учебные карабинерные части. А кондукторы корпуса инженеров морской строительной части в этом же году получили пряжки медные и поуже 8,3 х 5,3 см.
В 1856 — позолоченые бляхи с гренадой получили литаврщики Екатеринославского и Военного ордена  кирасирских полков.
В 1858 — гренаду получают нижние чины образцового пехотного полка.
В 1863 — Кавказская гренадерская дивизия и Кавказский гренадерский стрелковый батальон.
В 1899 — скобу на пряжке припаивают с правой стороны.
С 1907 — пряжки начинают изготавливать из мельхиора.

Пряжки с пушками.

Артиллерия делилась на пешую и конную. И подразделялась на казачью, горную и конно-горную, осадную, артиллерийские парки, склады, резервные части, местные команды, заводы, арсеналы и прочее.

Пряжки с топорами.

Лейб-гвардии Саперного батальона и всех инженерных войск, управлений и заведений инженерного ведомства

Пряжки с якорем.

Офицерские пряжки были овальными с якорем, который обрамлялся лавровым венком.
У матросов прямоугольная, два перекрещенных якоря за орлом.

Пряжки торгового флота.

Якорь, перекрещенный с меркурьевым жезлом.
(Меркурий  —  бог торговли.)

Пряжки тюремных подразделений.

Ч.Т.З. — Чебоксарский тюремный замок
Н.А.Ц. — Александровский централ.

Пряжки лесников.

Орел и две охотничьи дудки.
Орел и дубовые ветви внизу.

Пряжки пожарных.

На пряжке изображалась каска, лестница и топоры.

Пряжка почтово-телеграфного ведомства.

Две молниеобразные стрелы и два рожка.

Пряжки училищ.

.Н.У. — начальное училище.
.В.Н.У. — высшее начальное училище.
. .Г.У— городское училище.
.С.У. — сельскохозяйственное училище.
.Р.У. или вензель Николая 2 — реальное училище
.К.У. -коммерческое училище.
.Т.Ш. — торговая школа. Добавляется изображение Меркурьева жезла, обвитого двумя змеями.
.Г. — прогимназии и гимназии.
.П.А. — практическая академия.
.Т.У. — техническое училище.
.П.У. — промышленное училище.
Мореходные училища — два перекрещенных якоря на фоне лучей в арке.

 

 

 

.В.Ш. — воскресная школа.
.Д.У. — духовное училище.
.Д.С. — духовная семинария.
.У.С.  —  учительская семинария.
.Д.И . —  духовный институт

Пряжки Ж.Д.

Здесь указаны основные направления железных дорог, но у них были и ответвления,так называемые ветки.

Аккерманская (1916 год): Бессарабская — Аккерман
Ал.Ж.Д . —  Александровская: Москва — Брест
Алтайская (1915 год): Новониколаевск — Алтайская—Семипалатинск
Алят-Аштарская (1914 год): Алят — Аштар
Армавир-Туапсинская (1915 год): Ставрополь — Армавир — Туапсе
Б.Ж.Д .  —   Балтийская
Баскунчакская (1882 год): Ахтуба — Нижний Баскунчак,
Бессарабские (1916 год)
Богословская: Богословский — Кушва
Бухарская (1915 год): Каган — Бухара
В.В.Ж.Д. — Варшавско — Венская (1848 год): Варшава — Замбковице
Влк .  —   Владикавказская: Ростов — Владикавказ,
Вольмарский подъездной путь (1912 год): Гайнаш — Вольмар — Смильтен
Галицийские: Лемберг — Черновицы,
Гербы-Келецкая: Гербы — Келец
Г.Ж.Д.  — городская ж.д.
Г.Ц.Ж.Д. — Грязе-Царицинская
Джульфо-Тавризская (см. Закавказские): Джульфа — Тавриз
Евлах-Шушинская (1914 год): Евлах — Шуша
Е.Ж.Д. — Ейская (1911 год): Сосыка — Ейск  (буква Е обычным шрифтом ).
Е.Ж.Д . — Екатерининская: Ростов-на-Дону — Горловка — Екатеринослав — Долинская
(буква Е прописная или вензель Екатерины.)
Е.Т.Ж.Д.  —  Екатербурго-Тюменская
ЖИТ.Ж.Д . —  Житомирская (1915 год): Бердичев — Житомир — Овруч
Зб.Ж.Д.  —  Забайкальская: Иркутск — Байкал — паромная переправа — Мысовая — Сретенск
ЗкВ.Ж.Д.  —  Закавказские: Поти — Тифлис — Баку
З.К.Ж.Д.  —  Закаспийская
З.С.Ж.Д.  —  Западносибирская
Западно-Уральская (1916 год): Бердяуш — ЛысьваИриновская (1892 год): Санкт-Петербург — Ириновка — Борисова Грива.
Кахетинская (1916 год): Тифлис — Телави
Кувшиновский подъездной путь (1911 год): Торжок — Кувшиново — Селижарово
К.В.Ж.Д.  —  Китайско-Восточная: 1) Маньчжурия — Харбин — Пограничная,
К.В.Р.Ж.Д.  —  Козлово-Воронеж-Ростовская
Ковельско — Владимирская (1906 год): Ковель — Владимир-Волынский
Кольчугинская (1915 год): Юрга — Кольчугино
Кругобайкальская (1905 год): Байкал — Мысовая
К.К.Ж.Д . —  Курско-Киевская
К.Х.С.Ж.Д. . —  Курско-Харьково-Севастопольская
К.Х.А.Ж.Д.  —  Курско-Харьково-Азовская
Либаво-Газенпотский подъездной путь (1901 год): Либава — Газенпот
Л.Р.Ж.Д.  —  Либаво-Роменская: Либава — Ромны
Лифляндские подъездные пути (1903 год): Валк — Мариенбург — Штоксмангоф
Лодзинская фабричная (1866 год): Лодзь — Колюшки
Лодзинские электрические подъездные пути (1901 год)
Л.С.Ж.Д.  —  Лозово-Севастопольская
Мальцовская фабричная (1911 год): Радица — Дятьково — Людиново — Песочня,
Марковский подъездной путь (1907 год): Варшава — Марки — Радимин
Московская окружная
М.Б.Ж.Д.  —  Московско-Брестская
М.В.Р.Ж.Д . —  Московско-Виндаво-Рыбинская: 1) Рыбинск — Псков,
М.Кз.Ж.Д.  —  Московско-Казанская: Москва — Рязань — Казань
М.К.В.Ж.Д.  —  Московско-Киевско-Воронежская: Москва — Киев,
М.К.Н.Ж.Д.  —  Московско-Курская, Нижегородская и Муромская: 1) Москва — Курск;
М.Н.Ж.Д.  — Московско-Нижегородская
М.С.Ж.Д. —  Московско-Смоленская
М.Я.А.Ж.Д. —  Московско-Ярославско-Архангельская
М.О.П.П. — Московское Общество
подъездных путей (1903 год): 1) Тула — Лихвин; 2) Рязань — Владимир
М.Х.Ж.Д.  —  Московско-Харьковская
О.М.В.Р.Ж.Д.  — Общество  Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д.
Ор.Т.Ж.Д.  —  Оренбург-Ташкентская
Мурманская: Петроград — Мурманск
Н.Ж.Д.  — Николаевская: Санкт-Петербург — Москва
Новозыбковский подъездной путь (1901 год): Новозыбков — Новгород-Северск
Н-Т.Ж.Д.  —  Новоторская
О.Ж.Д.  —  Омская: Челябинск — Омск — Новониколаевск
Ораниенбаумская электрическая (1916 год): Петроград — Стрельна
О.Г.Ж.Д.  —  Орлово-Грязская
1.О.П.П.Ж.Д. — Первое общество
подъездных путей (1892 год): 1) Свенцянский (Новосвенцяны — Поставы — Березвеч);
Петроградская окружная (1914 год)
Петроковско-Сулеевский подъездной путь (1904 год): Петроков — Сулеев
П.Т.Ж.Д. —  Пермь-Тюменская
Пол.Ж.Д. — Полтавская
П.К.Ж.Д. — Пермь-Котласская
ПОД.Ж.Д. — Подольская
П.Ж.Д. — Полесские: 1) Брест — Жабинка — Брянск; 2) Вильна — Ровно
Прм.Ж.Д. — Пермские
Пр.. Ж.Д  или Прив.Ж.Д. — Привислинские: 1) Млава — Варшава — Ковель
Пр.СП.С.Ж.Д. — Приморская Санкт-Петербург-Сестрорецкая (1892/1876 год): Санкт-Петербург — Сестрорецк — Дюны
Р.О.Ж.Д. — Риго-Орловская: Рига — Двинск — Витебск — Орёл, или
Рославль-
Орловская
Р.Б.Ж.Д. — Рыбинско-Бологовская
Р.У.Ж.Д. — Рязано-Уральская: Москва — Рязань — Саратов — Уральск
Р.В.Ж.Д. — Ряжско-Вяземская
С.-З.Ж.Д. — Самаро-Златоустовская: Батраки — Самара — Челябинск
С.У.Ж.Д. — Самаро-Уфимская
Сев.Ж.Д. — Северные: 1) Москва —
Архангельск
Северо-Восточная Уральская (1916 год): Алапаевск — Богданович,
Северо-Восточные: 1) Пермь — Чусовая — Екатеринбург — Челябинск
С.Зап.Ж.Д. или Сев.Зап.Ж.Д. — Северо-Западные: 1) Санкт-Петербург — Варшава
СЕВ.-ДОН. — Северо-Донецкая (1909 год): Льгов — Харьков — Родаково — Лихая,
Семиреченская (1917 год): Арысь — Бурное
С.Ж.Д. — Сибирская
Ср.Аз.Ж.Д. — Среднеазиатская: Красноводск — Ташкент,
С.С.Ж.Д. — Средне-Сибирские ж.д.
Стародубский подъездной путь (1900 год): Унеча — Стародуб
С.В.Ж.Д. — Сызрано-Вяземская: Вязьма — Ряжск — Сызрань — Батраки
С.П.В.Ж.Д. — Санкт-Петербурго-Варшавская
Т.С.Ж.Д. — Тамбово-Саратовская
Ташк.Ж.Д. — Ташкентская (см. Самаро-Златоустовская): Кинель — Оренбург — Ташкент
Тмс.Ж.Д. — Томская (см. Омская): Новониколаевск — Иркутск,
Тр.Ж.Д. — Троицкая (1913 год): 2) Полетаево — Троицк — Кустанай
Ус.Ж.Д. — Усурийская
У.Ж.Д. — Уральская
У.Г.Ж.Д. — Уральско-Горнозаводская
Ф.Ж.Д. — Фастовская
Ферганская: Коканд — Наманган; Андижан
Х.Н.Ж.Д. — Харьково-Николаевская
Х.Г.Ж.Д. — Харьковская городская
Ц-С.Ж.Д. — Царскосельская
Черноморско-Кубанская (1916 год): Екатеринодар — Ахтари
Шушуньская (1913 год)
,