Крест, иконка, энколпион, складень.

Энколпион, крестик, складень, иконка, все обычно отливалось из меди. Согласно Библии пророк Моисей изготовил «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Особо почитались именно отлитые святыни, так как считалось, что они прошли очищение огнем («не руками творенны«).

Шумящие подвески

В языческой Руси были амулеты-обереги — шумящие подвески с изображением птиц, зверей, солнца, луны, предметов быта и оружия. Носили на груди, на головном уборе, крепили к одежде. При ходьбе они своим шумом, побрякиванием, звоном отгоняли злых духов.

Лунница

Амулеты продолжали изготавливать и после принятия христианства. Обереги совмещали языческие верования с христианскими. Это лунницы с изображением креста или лунницы в центре которых расположен крест, крест в круглом ободке, символизировавшем солнце, крестообразные орнаменты на подвесках, различные языческие символы, изображённые в центре и на лепестках крестов, изображение солнца, луны с крестом и прочее.

Энколпион

Энколпион пришел к нам из Византии. С греческого переводится «на груди» и носили их их на груди поверх одежды, как показатель христианского крещения, а по его размеру и исполнению можно примерно определить и статус его владельца. Такой оберег был не каждому по карману. Энколпионы, кроме княжеского и царского сана, носили иногда и монашествующие, и паломники. Вначале это были прямоугольные коробочки, потом стали делать двустворчатый крест, в полости которого хранили кусочки мощей или список священных книг, которые, чтобы не потерять, закрепляли восковой мастикой. Энколпион изготавливался методом литья из меди в 11 — 15 веках, а к 18 веку почти вышли из обихода. На кресту помещалось изображение распятого Христа, по краям поперечины размещали лики Богородицы и Иоанна Богослова. По вертикали креста размещались архангелы, святые (Николай, Косьма, Никита,….), святители (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов).

Крест нательный

Нательный крестик получают при крещении и носят на груди под одеждой. Носят его не как украшение, а как напоминание о христианских обязанностях.
В язычестве крест тоже присутствовал и обозначал четыре стороны света, центр Вселенной, единство противоположностей. Вертикальная линия — небесная, духовная, мужская. Горизонтальная линия — земная, рациональная, женская.
Нательные кресты, как и остальные, отливались в основном из меди и имели высоту от 2 до 5 сантиметров. Классифицируются как средневековые, позднесредневековые и после позднесредневековые. Но историки пока не определились с точными датами, поэтому привожу подборку крестов по векам.

 

 

Крест наперсный

Наперсный (перси — грудь) крест до 18 века имели право носить только епископы. В 1742 году Святейший Синод издал указ о возложении наперсных крестов на всех архимандритов. С 1797 года серебряными с позолотой четырехконечными крестами награждались священники и протоиереи по указу Павла 1.
В 1896 году Николай 2 узаконил новый восьмиконечный серебряный, который получали священники во время рукоположения в сан иерея. Надпись на обороте креста: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою»

Крест киотный

Киотные кресты, так же как и наперсные отличались от нательных своими размерами (от 8 и более сантиметров). Обычно их врезали в иконную доску или просто размещали в доме среди икон. Отличить наперсный крест от киотного можно лишь по наличию отверстия в вершине креста для гайтана.  Киотные, как и наперсные, почти всегда восьмиконечные. Иногда брали с собой в походы и странствия, чтобы можно было устроить временный алтарь.

Крест напрестольный

Принадлежность каждого христианского храма, размещается вместе с Евангелием на престоле алтаря. Служит для проведения служб. Размеры от 30 сантиметров и больше. Есть еще требный крест, немного меньше напрестольного. Служит для выездной службы.

Змеевик

С 11 по 18 век были в ходу нагрудные иконы амулеты, помогающие при различных болезнях и хворях. Правильное название этих оберегов неизвестно. Имеют круглую форму медали с изображением христианского сюжета, а с другой стороны образ человека, от которого расползаются змеи. Отливались из разных металлов, некоторые украшались полудрагоценными камнями, в зависимости от статуса владельца. Иногда писалось имя хозяина. Видимо обереги были индивидуальными.

Обереги-иконки

Обереги-иконки, небольшие образки, каменные иконки брали с собой в дальние поездки, военные походы. Образки носили как дополнительный оберег вместе с крестом.

Бармы — крупные иконки с изображением святых, крестов носили члены княжеских семей, бояре, богатые купцы.

Складень — икона.

С приходом христианства в 10 веке появились иконы — складни, привезенные из Византии. Они быстро прижились на Руси. Этот маленький переносной иконостас брали с собой в дальнюю дорогу, на промысел. Самым популярным был трехстворчатый, у которого центральная иконка закрывается двумя боковыми (триптих). Наиболее часто в центре располагали Спас на Престоле, слева Николай Угодник, справа Божья Матерь Заступница, Самых любимых заступников носили на подвязке или укладывали в багаж. Изготавливали из дерева, либо отливали из меди и бронзы, украшая их драгоценными каменьями, эмалями, металлом .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *